Не люблю я величавых гор.
Горы у людей воруют небо.
Этот взгляд на горы я разделяла с поэтом со студенческих времён, треть века. Даже завораживающие рассказы близкого знакомого о его восхождении на Эльбрус ничего не меняли. Но в мае этого года я влюбилась в снежники сочинской Красной Поляны. А совсем недавно, разглядывая в сети живописные снимки Домбая одной молодой коллеги, которая на момент написания этих строк ещё не сошла с тех гор обратно в наши предгорья, я вдруг твёрдо решила: надо ехать!
Я уже убедилась на практике, что моим желаниям свойственно осуществляться, но всё никак не привыкну, что так скоро. Не успела я поставить лайк последнему снимку коллеги, как мне пришло приглашение от одного крупного газетного издания стать представителем прессы на сентябрьских выборах в городе Черкесске. По профессии я не журналист, но сильно сочувствующая этой братии и активно с ней сотрудничающая. Я согласилась, не раздумывая. И знаете чем я была вознаграждена за безрассудную смелость? Домбаем! Оказалось, что всю нашу делегацию разместят на ночлег в лучшей тамошней гостинице и прогуляют по окрестностям.
Вот она - «жемчужина» тех мест - гостиница «Снежинка». Мои одногруппники по поездке, настоящие, в отличие от меня, журналисты, ранее побывавшие здесь на каких-то международных фестивалях, рассказали, что в этом отельчике селятся знаменитости, когда приезжают на Домбай. А администратор «Снежинки» не без гордости заметила, что в своё время сюда со всей семьёй на празднование дня рождения прилетал Борис Березовский.
Наша поездка из дома (Краснодара) в те края началась в середине ночи. В автобусе мы усердно спали. А когда с рассветом я, наконец. продрала глаза, то увидела за окном проплывающие зелёные холмы. Ба, да это ж Тоскана! Как есть тосканские пейзажи: пологие зелёного бархата пригорки, переплетающиеся между собой плавными линиями склонов!
Эти черкесские места я когда-то однажды уже проезжала на машине с мужем, но было это очень давно и лютой зимой. Летняя Италия двухлетней давности мне помнится куда яснее.
Признаться, пока доставала фотоаппарат, лучшие "тосканские" виды катастрофически быстро исчезали за окнами стремительного автобуса. Зацепила лишь вот это.
Но вскоре итальянская пастораль и вовсе закончилась, и начался не менее прекрасный родной Кавказ.
Вид из окна автобуса, несущегося мимо Черкесска - столицы Карачаево-Черкессии
Наш путь лежал дальше, на Домбай. Добрый водитель любезно предложил нам остановиться на трассе и посетить одно живописное место. К сожалению, в моей сонной голове полегли в братской могиле названия всех местных достопримечательностей: горных вершин, рек и притоков.
Эта белая пена - не ледник. Это вода. Настолько бурно и стремительно несущийся с высоких гор, грохочущий по камням поток, что вода в нём превращается в сплошную белую пену. Местные говорят, что по результатам международного тестирования вода здесь одна из самых чистых в мире. Пить было можно, но не представлялось возможным - неприступно.
Зато на стихийном рыночке возле этой реки я купила фруктовую пастилу. Второй раз в жизни, отсчитывая с дошкольного возраста, я баловалась этим натуральным лакомством. Тогда пастила была сливово-алычёвая, набившая оскомину и надолго отбившая желание есть это снова. Теперь я предусмотрительно выбрала самую сладкую - абрикосовую.
И обратно в автобус, скорее туда, где воспетые бардами многих поколений, манящие к себе горы Домбая
Проводник, приставленный к нашей группе хозяином отеля «Снежинка», своей долговязостью и лысой головой смахивал на маньяка и мрачно шутил. Намётанным глазом бывалого высокогорника он прикинул, что группе из нескольких леди и пары джентльменов, сильно помученных прошедшей бессонной ночью и дальним переездом, в послеобеденной своей рыхлости ни за что не одолеть предстоящего пешего «крутого маршрута». Он сказал, что если наше желание приблизиться к знаменитому леднику Алибек и потрогать воды водопада всё-таки было сильнее желания полуденного сна, то лучше нанять «буханку».
Быстро выяснилось, что «буханка» - это раздолбанная «Газель», водитель которой возит по местной узкой каменистой дороге нежных туристов за очень дополнительные деньги. Нас было много, у нас было сильное желание, но не было желаемых сил. Мы скинулись и поехали.
Нас трясло и качало, рычал мотор, пёрший нас в извилистую крутизну. «Буханка» чудесным образом разъезжалась с попутными собратьями на узкой «козьей» тропе, иной раз балансируя на грани пропасти, поросшей густым лесом. Но почему-то совсем не было страшно.
Вскоре мы остановились у какого-то поста и с нас потребовали паспорта.
Ещё немного экстрима, и мы благополучно добрались до конечной станции нашего автомаршрута - известного на весь мир лагеря альпинистов «Алибек». Дальше - только ножками.
Лагерь Алибек. Здесь начинается серьёзный альпинизм.
Нам по стрелке
Погода в тот день выдалась жаркая. «И пошли они, солнцем палимы», удивляясь исполинским деревам
умиляясь крокусовым полянкам
повизгивая от восторга над трогательными мухоморными грибницами
Вот, возьмите себе на постер или заставку рабочего стола на компьютере. Снимок сделан не мной, но грибочки из этой семейки
по легендарной тропе
Вот ручеек с мостком - воды на снимке не видно, она зеркалит в лучах солнца, но её можно пить: обжигающе ледяная, потрясающе освежающая, непередаваемо вкусная
Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревёт камнепад ©
Валун с горы (я - исключительно для масштаба, в роли спичечного коробка)
По дороге на водопад здесь встречаются вот такие поляны со стелящимися по земле стволами не экзотичных, а совершенно обычных деревьев, вроде берёз
Вот такие изогнутые стволы, «графики функций»
Дело в том, что в этих местах всё, что не гнётся, бывает снесено лавинными потоками снега и камней, и погибает. Здесь хочешь жить - умей прогибаться.
Справа тропа, нам по ней. Уже отчётливо слышен зов «Алибека»
Вот он! Беда моей фото-«мыльницы» в том, что она хоть и Nokia, но совершенно не передаёт ни высоты, ни глубины, ни дальности. А, может, я просто не умею ею пользоваться?
Могучий водопад «Алибек». Поверьте на слово - это достаточно высоко и вполне величественно
А вот и знаменитый ледник «Алибек». Кажется, рукой подать. Но это обман зрения (не исключено, что моим фотоаппаратом). До него километры опасного пути
Водопад - конечный пункт нашего сегодняшнего маршрута. Поворачиваем обратно.
Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
воспетый культовым бардом Юрием Визбором в «Домбайском вальсе». Вроде невелик, а высоты в нём 3683 метра
А вон «там, вдали за рекой» одна из белоснежных вершин - гора «Домбай-Ульген», ростом 4400 метров, если верить нашему проводнику и моей памяти. Вообще-то, эта горная гряда на снимке - большой Кавказский хребет. Если взобраться на вершину, можно увидеть Абхазию, а, может, и дальше.
Весь мир на ладони,
Ты счастлив и нем.
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина ещё впереди.
На Домбае нет не покорённых вершин. Мой добрый знакомый, не так давно стоявший на макушке Эльбруса, как-то поправил меня: горы покорить невозможно, на них можно взойти.
И поэтому мы отправляемся на другую точку этого туристического маршрута - кладбище альпинистов - покорителей гор. Это сюда.
Первые могилы здесь начали появляться в 1930-х годах, когда в стране началось бурное развитие альпинизма.
Никогда я не понимала этой страсти - рисковать своей единственной и неповторимой жизнью ради того, чтобы взобраться на гору: «ведь Эльбрус из самолёта видно здорово». Врачей, испытывающих на себе вакцину, понимала. Понимала учёных, рискующих ради человечества. А вот спортсменов-экстремалов и, тем более, любителей - никогда. И только тот факт, что среди тех же учёных было много альпинистов, всегда приводил меня в чувство: если я чего-то не понимаю, значит, я просто до этого «чего-то» не доросла.
Этот щит установлен при входе на кладбище. Почитайте.
Кладбище пережило три переезда. Некоторые захоронения утрачены навсегда. Обитатели же сохранившихся могил - мастера спорта по альпинизму, много инструкторов, альпинистов-любителей. Здесь много кенотафов - пустых могил альпинистов, чьи тела не удалось достать из расщелин или найти под снежными лавинами.
Часть кладбища
Вот одна из показательных могил: каждая табличка говорит о маршруте, проложенном (!) этим человеком. Вон их сколько! Должно быть, его имя известно в узких или даже широких кругах людей, увлечённых горами.
Я возвращалась обратно, глядя на величавые вершины Кавказа, на которых не осталось места для новых маршрутов, настолько они исхожены непоседливыми жителями планеты. Мне казалось, что со своих высот Эрцог и Домбай - вершины, лучше всего мне запомнившиеся, и которые за этот краткий экскурсионный поход я научилась различать в горной цепи - смотрели на нас с надменной усмешкой. Из чувств я испытывала только трепет и покорность. И снова вспомнилось из студенческих лет:
Может, лучше раз пойти ко дну,
Чем сто раз подняться на вершины.
Тем более, что к тому времени я, совсем не тренированная горными походами, уже изрядно притомилась. То ли дело, в ожидании обратной «буханки», покормить олешека-косулю в лагере «Алибек»
а потом, по возвращении к уюту и комфорту «Снежинки», из окна любоваться вездесущими гордыми и неприступными, как кавказские красавицы, вершинами, и совершенно безопасно, взглядом, поглаживая их белоснежные воротнички
и прикупить колоритных сувениров на местном рынке
и забыться коротким сном, мысленно кружа в своём случайном Домбайском вальсе. И в разгар ночи по зову неусыпного будильника отправиться обратно в Черкесск, чтобы по утру войти походкой Железного Дровосека, на скрипящих от боли мышцах, в двери избирательного участка, будучи уже немножко другим человеком, человеком, прикоснувшимся к тайне величайших красот планеты.
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
В тексте использованы цитаты из песен
Юрия Визбора
Владимира Высоцкого
Александра Дольского
Говорили ж - едь в Домбай, не поехал. Р А З Д О Л Б А Й!..
Ахахах! Сам придумал?
А я вот, видишь, послушалась и поехала. Кто не раздолбай(ка)? Я не раздолбай(ка)!
Кто молодец? Ивушка молодец!Дивно написано и я очень за тебя рада! Повидать красоту, прикоснуться-приобщиться и что-то для себя открыть - чудесно всегда! Немного завидувааааюююю тебе - очень люблю горы, выросла ведь в предгорьях Алатау. Увы, последние годы все чаще лишь вспоминаю и так же мысленно поглаживаю воротнички-шапочки снежников. Хотя по нашим сопкам тут еще скачу и прыгаю! И точно знаю, что на следующее утро походка "Железного дровосека" не минет меня никак.
А-а-а-а! Привет, родная!
Слушай, чем реже здесь пересекаемся, тем роднее мне становятся все те, кто когда-то был... был здесь завсегдатаем!
Спасибо, что заглянула, и прочла, и написала!
Ну- подзадержалась только с прочтением, но таки да - родство душ порой дороже родства по крови.
О, да! Есть родственники ни о чём, и есть кулинарные друзья, ставшие частью жизни! (Я даже смайла не ставлю, настолько это серьёзно, и даже немножко грустно (про родственников)
Потрясающе красивый пост! Ивушка, спасибо огромное!!!!!!! Немного задержалась с прочтением, били в отъезде. Природа сказочная, горы просто завораживают своей неприступностью и силой. Просто глаз не отвести! Никогда не была в горах, больше люблю море...Юрия Визбора обожаю...
Спасибо, Танюша, за такой живой комментарий!
Да, мне вот тоже море ближе. Но горы - они другие. И люди другие их любят.
Спасибо , с вами всегда интересно, (жаль Кулинар уже не тот)
И Вам спасибо! Да, Кулинар другой, но вот же заходят в мои блоги те, "наши" люди. Значит, не всё ещё потеряно!
Как же я люблю такой отдых.
Да, я тоже полюбила. Пейзажи потрясающие и воздух совсем другой!
какая красоты.. дух захватывает! захотелось побывать, хотя никогда в горах не бывала
Теперь ничто не помешает. Вперёд и вверх!
Прекрасный вид, прям хочется туда прям уже поехать