"Прикольно5", или объяснение моей системы оценок на сайте.
Разговор по проблемам с оценками и комментариями рецептов, проистекающим из-за неясности критериев этих оценок.
- bratyury
- 16 января 2008, 13:46
- 34
- 1707
- 0Мне нравится
Комментарии
bratyury
Ответить16.01.2008 15:17
Не задевая чувств никого из кулинаров, не настаивая на уникальности и правильности системы оценок, которую я лично для себя выработал исходя из небольшого опыта нахождения на сайте koolinar.ru, описываю её всем желающим с ней ознакомиться. Предупреждаю, что она относится только к новым рецептам, появляющимся на главной странице, что предполагает наличие автора в инете. Итак, я:
ставлю единицу - когда рецепт "цельнотянутый" из инета, без указания авторства, товарисчь имел в виду, что наступает/наступил год мыши и публикует рецепт, используя только правую клавишу компьютерной мышки, копирует-вставляет-публикует-ждёт оценку. Ставлю единицу, в комменте указываю источник и его же вставляю в текст жалобы. Отправляю жалобу;
ставлю двойку - оценку "плохо"- когда рецепт непонятного происхождения, сумбурный, с ошибками-описками. И то сначала не ставлю, запрашиваю автора в комменте, жду его реакции. Оставляю открытой страницу браузера (у меня Firefox), работаю на другой странице, возвращаюсь, проверяю, жду с часик, нет реакции, товарисчу "по барабану" - и тогда ставлю. Никогда этого не сделаю, видя просто бытовую неграмотность человека, не позволю себе подтрунивать над грамматическими ошибками, с удовольствием повышаю оценку при правильной (с моей точки зрения - но ведь и оценка моя) реакции;
ставлю тройку - уточняю, оценку "удовлетворительно" (!) за серый невзрачный рецепт, переписанный очевидно из журнала "Здоровье", настенного календаря или газеты с намёком "мой блокнот". Считаz оценку тройку удовлетворительной, иногда вступаю в обмен комментариями с автором, но не считаю себя обязанным это делать;
ставлю четвёрку - оценку "хорошо" - за действительно хороший рецепт, ну, может, не такой уж интересный, без снимков, но очевидно выполненный автором или им опробованный в гостях, например, или в ресторане, безотносительно к тому, нравится ли мне например чеснок с майонезом или черствый подсушенный хлеб. Важно, чтобы он нравился автору рецепта;
а во всех остальных случаях ставлю пятёрку - оценку "отлично". Рецепт поднесён с уважением к читателям, профессионально (в смысле, приемлемом для нас, непрофессионалов), с пошаговыми иллюстрациями, может быть, ссылками, интересным описанием своих кулинарных подвигов, например, хотя это совершенно не обязательно. Иногда, редко, без фотографий, но стараюсь написать автору, как их можно сделать и добавить. Как и в случае с с двойкой, и, добавлю, тройкой и четвёркой, мне неприятны, но почти безразличны грамматические или орфографические ошибки, понимаю, кто-то в юном, кто-то в преклонном возрасте, кто-то "неотсюда"... Да у меня самого по русскому языку в школе была "четвёрка". Но предлагать автору и сильного, и слабого рецепта поправить ошибки мне неудобно. Решение лежит на поверхности – я свои рецепты, например, пишу сначала в Word, он сразу показывает правописные ошибки. Было бы желание!
Добавлю, что если просматриваю старые рецепты, когда автора уже нет в инете, ситуация сложнее – он лишён возможности редактировать рецепт. Ну, тогда могу списаться, уточнить и потом оценить – а могу и не списываться, рецепт есть рецепт, оценка есть оценка.
Теперь о комментариях. Предлагаю всем желающим посмотреть например систему оценок на otvet.mail.ru, где у меня тоже есть страничка. Она ясна, прозрачна, стимулирующа. Вход на сайт – 1 балл, оценка вопроса - 1 балл, ответ – 5 баллов, лучший ответ – 20 баллов, и так далее, в зависимости от количества баллов переходишь в более высокую категорию, имеешь право оценить больше ответов, в зависимости от количества лучших ответов в числе общих повышается КПД, растет рейтинг… На нашем сайте эта система непублична. Предполагаю, каждому из нас приятно быть в числе «лидеров атак», для себя – и только для себя – я решил проанализировать, кто же находится у нас на первых двух… ну, пусть трёх страничках.
Я посмотрел количество рецептов у кулинаров. Мня не удивило, что разница большая, удивило, насколько большая. Оказалось, что от нуля до сорока с лишним страниц, т.е. от нуля до около 600 рецептов.
Относительно нуля могу сказать одно: при правильно организованной системе оценок такие люди не попали бы в число лучших кулинаров. На практике они скорее лучшие критики (Белинские), или типа самоназванные «члены экзаменационной комиссии», поэтому их оценки, в том числе единицы и двойки, имели бы низкий вес и почти не влияли бы на ситуацию на сайте.
Относительно 600 рецептов, я порылся в них, проведя определённую работу, нашёл около трёх «цельнотянутых», или «мышиных», указал в комменте источник и пожаловался. Результата не знаю, ответа не получил. Если задаться целью отрецензировать все, наверное, ситуация может быть ещё более трагичной. Но эта работа меня не очень увлекает, на это есть или должны быть модераторы. При правильной системе оценок, думаю, открытие таких рецептов влекло бы штраф, моментальный бан и, как следствие, снижение рейтинга.
Непубличность критериев оценок заставляет некоторых кулинаров предпринимать действия, повышающие их рейтинг, вслепую. Они устанавливают опытным путём, что между комментарием на 5 строк и «Прикольно5» нет разницы в смысле баллообразования, а зайдя на страничку могут влепить любую оценку, за которую также стимулируются баллами. Таким образом, их кулинарная активность и рейтинг определяются только временем нахождения у компьютера. Мне оценки «супер5» не нужны, предпочту «плохо2», хоть будет ясно, кто поставил, спишусь с ним, уточню, за что, где мой пропуск… Все эти оценки типа «Браво5», «5+5+5» в моём представлении служат только на повышение рейтинга и демонстрацию чувств к друзьям и отмазки перед незнакомыми людьми.
Иногда не могу поставить оценку быстро. Например, у меня зреет четвёрка, опубликовал коммент, смотрю… там уже единица. Некоторые кулинары забывают, что единицу-то ставят без комментариев, думаю, сейчас опубликую, обвинят в двуличности… Оставляю вкладку открытой, иду дальше…
Ох, извините – меня ждут совершенно в другом месте, побежал, надеюсь после обеда продолжить. Пожалуйста, прочтите, пригласите друзей, давайте спорить, дискуссировать. Мы не вырабатываем систему оценок и комментариев, это не наше право. Мы играем по тем правилам, с которыми согласились, придя на сайт. Мне приятно поделиться с вами своим мнением по волнующим меня вопросам и прочесть ваше мнение, если вы решите что-нибудь высказать в этом блоге.
strelec148
Ответить16.01.2008 20:47
всё правильно...всё сходится...
иринка
Ответить26.01.2008 01:33
Мне нравится Ваш серьезный и основательный подход к этой проблеме. И, честно говоря, немного завидую (белой завистью) тому, что имеете временную возможность всем этим заниматься. У меня насчет системы оценок тоже есть некоторые мысли. Лично мне кажется справедливым, чтобы оценивали рецепты те, кто по ним приготовил. Мне кажется это более справедливым. Пусть оценка появится не сразу, но она будет иметь вес. Все эти "нямочки" - пустой звук. Их могут поставить и те, кто даже не представляет себе, как это делается и на что может быть похож результат. И еще: по правде говоря, только сейчас от Вас узнала, что за поставленные оценки начисляются баллы. Виновата, не читала условия.
mimi
Ответить16.01.2008 15:32
В принципе,всё верно!
mimi
Ответить16.01.2008 19:15
под этим я подразумевала обоснование колов и двоек-а комментарии мне(как Кулинару)любые важны,что же до сообственных комментариев-есть масса великолепных блюд,мною известных и любимых,поэтому кроме как "ФФФФкусно"-мне сказать нечего!
cathrene
Ответить16.01.2008 15:47
Работа проведена грандиозная.
Диагностика рецептов на предмет их скачиваемости с нэта – неоценима.
Но вот одно «но».
Тема оценок поднималась уже неоднократно. Были обиды, недосказанности, ссоры, полный разброс мнений…
И, насколько я поняла (скажите, если ошибаюсь), никто на koolinare систему оценок менять не собирается, и любые дискуссии сводятся к тому, что раз мы приняли установленные правила, так и надо им следовать – приговор отмене и обжалованию не подлежит. Даже несмотря на то, что указанный расчёт рейтинга (otvet.mail.ru) действительно более прозрачен и интересен.
И последнее. Мы сейчас подискутируем, согласимся, опровергнем, может быть даже придём к общему знаменателю.
Но ведь кому-то, кто выбрал свой путь – просто тупо портить оценки (это его выбор, и, как это не прискорбно, он имеет на него право) – все наши дискуссии по-барабану, или даже доставляют какое-то извращенное удовольствие.
Подозреваю, что с нынешней системой оценок мы вряд ли что изменим.
Так что призываю всех переживающих, оскорблённых и обиженных – плюнуть и растереть.
elka-07
Ответить16.01.2008 15:55
Все правильно.Хотя иногда сама грешу в комментах,не пишу развернуто.Бывает,что все уже сказано,а повторяться не хочется.Но поверьте,я это делаю не для рейтинга,как-то даже не думаю о нем.
serg13
Ответить16.01.2008 16:19
Да, хороший анализ, Юрий. Но ты упомянул короткие комменты в негативном смысле. У меня все комменты короткие, 1-2-3 слова. Причина: я просто немногословный человек, если мне нравится рецепт, я пишу Superb!, например. Я просто хочу выразить своё отношение к рецепту и человеку, сделавшему его, а не гоняюсь за рейтингом.
jjak
Ответить16.01.2008 19:02
А как быть, если ты многословен, но вот, что касаемо НАПИСАТЬ...мне иной раз просто лень, да и некогда. Понравился рецепт, могу даже просто смайлик поставить, если думаю, что моим всем должен понравиться, забираю, иногда сразу распечатываю. Приготовлю, выставлю, как вариант. К стати выставлять-то уже и не хочется, по причине колов, зачем?тем, кому очень что-то интересно, рассказываю в ЛС или в аське. Но вот пару рецептов за последнюю неделю я, все-таки, выставила, по просьбам,,трудящихся,, и так рада, что многим понравилось, а вот на оценки уже и не смотрю. Про популярные...а вы вспомните, еще недели 3 назад все было в порядке, там были действительно таковые, а потом кто-то стал всем подряд проставлять колы и картина поменялась в корне. Так что те, рецепты, которые заслуживают популярности, не скоро там окажуться, а может и вообще не окажуться.
bratyury
Ответить16.01.2008 20:56
Спасибо, трудящиеся заметили новые рецепты jjak. Но чего мы так боимся колов? Сидят папа неврастеников, ставят... Они же ничего не пишут? А мы - напишем. И я не знаю, как влияет оценка "кол" на рейтинг "колуемого", или "расколотого", или... Колоева, можно сказать. Вот: правила непубличны. А есть другие примеры, в частности я и об этом пишу.
bratyury
Ответить16.01.2008 20:49
Спасибо, Серж. Ну, это твой стиль, что тут поделаешь, кто тебе может запретить - главное, никто и не собирается. Как бы точнее и проще выразиться... В эпоху научно-технического прогресса каждый индивидуум имеет право на собственные концепции, во! Но ведь ты известен и шикарным оформлением множества доказанно собственных интересных рецептов! А тебе нравится, когда тебя комментирует кулинар вообще без таковых? Что для тебя стоит его "Супчик6+"?
bessonnica
Ответить16.01.2008 16:26
Совершенно, абсолютно искренне недоумеваю, кому и зачем нужны какие-то оценки и рейтинги - чай, не на Олимпиаде и не на бригадном соревновании за 13-ю зарплату.
Ну да ладно, все люди разные, кому-то нужен стимул даже для того, чтобы встать с постели, а лично у меня ген соревновательности заблокирован от природы.
И я никогда не буду писать нечто вроде: "Какая гадость!" или "Сколько можно про оливье", потому что руководствуюсь основным принципом: на каждое предложение имеется свой спрос, не нравится вам лично - доведет до гастрономического оргазма соседа, для вас винегрет - пройденный этап еще в начале прошлого века, а я в восемнадцать лет не умела варить картошку в мундире и до сих пор не умею разводить желатин. На свете места много всем, и в этом мире нам не тесно.
Сама же я баллю и комментирую только и исключительно те рецепты, которые кажутся мне забавными или вкусными. Которыми я могла бы воспользоваться, которыми не воспользуюсь никогда, но пришла в теоретический кулинарный восторг, или на тему которых можно пофлудить, что является моим излюбленным развлечением. При этом лучше не оценить никак, чем поставить 3. Да что я за эксперт: моя фамилия не Молоховец и не Похлебкин! Вне зависимости от того, является ли их автор моим добрым другом или преданным поклонником - или отлично, или проходите, не задерживайтесь.
Лично мне были бы по барабану и комментарии, но когда беседуешь с отозвавшимися, вступаешь в область личных отношений и их мнение невольно начинаешь ценить. Но мне абсолютно не обидно, когда кто-нибудь, мимо пробегая, походя пишет: "Что за бред, я даже дочитывать не стала, уйди, противная". Да ради бога! У меня действительно неразборчивый почерк и трудноусвояемая лексика.
Как-то так...
strelec148
Ответить16.01.2008 20:52
Ну если честно..как может довести до "гастрономического оргазма" 35-ый клон - оливье? не возбуждает! Он же точно такой же, как и 34 до него!
strelec148
Ответить16.01.2008 21:02
он же...так же...как же...все же...
ludmila
Ответить16.01.2008 16:29
Юра, ты проделал огромную работу:-)
От себя лично могу сказать, что у меня просто нет физической возможности писать развернутые комментарии (пока в напишешь, с него скопируешь, потом в коммент - столько времени угробишь) Поетому тоже пишу коротко, уж извините, а хотела бы развернуто.
Оценку ставлю только в том случае если рецепт мне понравился. Из незаинтересовавших меня рецептов просто "выхожу".
Иногда только добавляю свои рекомендации или советы, но ето редко:-)
А на систему оценок лично я не обращаю внимания. Я пришла сюда поделиться свом пытом и перенять его у других.
П.с. "е" всегда пишу вместо "э" не по незнанию:-) - на моем компе так быстрее...
С уважением ко всем кулинарам
serg13
Ответить16.01.2008 16:47
Я понял, Люда, ты хотела вставить: "(пока в TRANSLIT напишешь, с него скопируешь, потом в коммент )" - то же самое у меня, пользуюсь транслитом (www.translit.ru), поэтому долго занимает время писать что-то по-русски
ludmila
Ответить16.01.2008 17:00
Серж, спасибо за поправку:-)) ето как раз я и имела ввиду. Но пока в Translit написала, скопировала в коммент - забила добавить translit - - все занимает много времени, открыто много браузеров - вот и катастрофически не хватает времени на все, да и забыть можно просто по неосторожности:-)
cathrene
Ответить16.01.2008 16:38
cathrene
Ответить16.01.2008 16:44
ИЗВИНЯЮСЬ, РЕБЁНОК ДВИНУЛ ПО КЛАВЕ. Что хотела сказать.
Единственное, что меня лично огорчает - так это то, что а ПОПУЛЯРНЫХ РЕЦЕПТАХ находится либо откровенная туфта, либо рецепты какие-нибудь августовские например. Надо всё же популярность оценивать по степени добавляемости рецептов в любимые. Что касается комментариев - считаю так - есть желание дать развёрнутый коммент и\или вступить в лично-публичную юмористическую перепалку о Герцене, Ленине, Мураками и иже с ним - дерзайте вам на искромётность - нам на радость. Если нет желания, но есть уважение - лично меня и смайлик устроит...
serg13
Ответить16.01.2008 16:50
YES!!!!
federal
Ответить16.01.2008 19:38
точно!!!!!!!!!
bratyury
Ответить16.01.2008 20:52
АГА!
буба
Ответить17.01.2008 15:01
Согласна!
котлинка
Ответить16.01.2008 18:11
Да-а!!! Очень интересные, глубокомысленные рассуждения и грандиозные выводы...Что касается моего отношения к сайту, рецептам и оценкам...
1)Много новых и интересных идей можно найти в приготовлении и оформлении блюда.
2)Моя кулинарная книга постарела (потрепалась, замазалась и рецепт другой раз в торопях небрежно записала),а тут есть возможность на своей страничке аккуратно и с пошаговым фото все оформить,восстановить эту свою книгу и просто новый
удачный и интересный рецепт кулинара добавить.
3)Начинала выкладывать рецепты главным образом для себя, пытась в таком виде восстановить свою старенькую книгу кулинарных рецептов, но нашла на сайте много единомышлеников и теперь стараюсь не только для себя, но и для друзей...
4)В смысле рейтинга- ничего не понимаю...зачем и что он дает мне...только самолюбие свое им тешить, мне это ни к чему, а самая главная оценка- это оценка моих домашних:"какая молодец!!! как вкусно... сделай еще...хотим добавочки...и т.д."
5)как я ставлю оценку:
"5"-я в восторге, мне нравиться, интересное решение,очень полезно,классная идея,великолепное сочетание,сама так готовлю и знаю как вкусно, для меня есть полезная информация, которую я раньше не знала...
Если мне рецепт не понравился и не заинтересовал меня, не нравится сочетание, нелюбимый набор продуктов - я промолчу
и со странички тихонько уйду...зачем обижать человека, ведь у всех разные вкусы и вскусовые сочетания, пристрастия, обычаи, семейные традиции ... человек старался-готовил, искал материал... и поэтому( в моем понимании"1" и "2" уже не заслуживает...он трудился и работал...)
6)а вот человек на сайте который снижает зачем-то оценки мне ???? .... не понимаю - зачем, чего он этим хочет добиться??? Интересно было бы с ним поговорить...но вот его комментариев я не вижу...и вообще ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!!!что нам делить???
ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ...уважительно.
Спасибо!с ув. Марина
cathrene
Ответить16.01.2008 18:23
Ещё по моим наблюдениям даже те люди, которые серьёзно относятся к оценкам далеко не всегда заслуженно их ставят и правдиво комментируют рецепт.
Т.е. всё равно на сайте остается эдакая верхушка, элита чтоли..., которых НИКОГДА никто не критикует (или по-простецки "не чмырит"), и у которых каждый раз, даже если не было приготовлено что-то сверхъестественное, мы можем наблюдать по 40-50 восторженных до поросячьего визга комментариев.
Согласна, что большинство из этой элиты совершенно заслуженно считаются замечательными кулинарами достойными уважения, но в основном (подчёркиваю - это моё личное мнение), есть некоторая доля подхалимажа.
Ну и ещё. Ну мы русские люди. Если наш друг по сайту размещает рецепт - ну как мы напишим ему плохо!
Так что либо меняем систему, либо приспосабливаемся, успокаиваемся и не заморачиваемся. Это всё мелочи
alisha
Ответить16.01.2008 18:58
1.Уважаемые! не поднимают вопрос рейтинга те-кого он действительно не волнует!Советую задуматься над этим!
2. На сайте сидят люди разных национальностей,поэтому давайте не будем устраивать друг другу экзамен по русскому языку.В первую очередь, за себя не должно быть стыдно!
3.Все мы занятые люди,и не у каждого есть возможность находиться на сайте часами.Я иногда захожу -ровно на пять минут,а комментарии смотрю на следующий день.
4.Я не расцениваю комментарий "здорово" и/или "классно",как возможность повысить рейтинг. Просто увидев,то что мне понравилось-хочу таким образом выразить свое отношение.Писать стихи -не собираюсь,ну не сентиментальна я! И не надо подозрений-по себе не судят.С другой стороны,если мне что-то непонятно,то я обосновываю низкую оценку.
5.Всем надо запомнить-что пришли мы сюда делиться кулинарным опытом. И проблема будет исчерпана!!Меня лично -мой рейтинг вообще мало волнует,и если кого-то задевает мое присутствие на первой страничке,то я готова переместиться на последнюю/
ALISHA/
alisha
Ответить16.01.2008 19:12
И кстати ,что то не совсем я поняла! Что-то не заметила я ,что Бессонница вся заклеванная,как Вы говорите!А если Вы насчет 4 ,на ее личной страничке,то зайдите ко мне-ну я же не жалуюсь и все !
bratyury
Ответить16.01.2008 20:15
Всем спасибо за внимание к моему блогу. Приятно, что все понимают и искренне высказывают свои взгляды на весчи. Совершенно не считая, что это к чему-то меня или моих читателей – коллег-кулинаров - обязывает, хотел бы представить свои любимые кулинарные книги. Их не так много, правда, на кухонной полочке стоят в два ряда: .
В первой из них, 1979 года издания, ровно 2000 рецептов. Про книгу Макаревича говорить нечего, там всё понятно, приятно и весело. Книга "О вкусной и здоровой жизни" перемежается воспоминаниями, историями, четверостишиями, портретами, она прекрасно-отвязанная, её можно читать, по ней можно готовить. Книга Дарьи Донцовой без комментариев заслуживает моего большого уважения. Такие дела!
натаха
Ответить16.01.2008 20:42
Комментарии пишу, когда рецепт мне действительно нравится. Не всегда получается высказаться развернуто, когда времени не хватает, а когда и слов... У меня вообще с эпистолярным жанром не очень, на запись своих рецептов трачу по 2 часа, слова подбираю, проверяю по 20 раз. Мне лично приятны и интересны любые комменты (только жаль, что недовольные рецептом не оставляют своих замечаний, интересно же ведь, что не так, да с этим ничего не поделаешь, тут так заведено), поэтому стараюсь и другим кулинарам хоть пару слов, но отписать, надеюсь, им тоже будет приятно.
А по поводу оценок - если нравится рецепт, нравится как он расписан, нет претензий к технологии, сочетаемости продуктов (не по вкусам - это вопрос личных пристрастий, а по несовместимости, например уксус+молоко - свернется или желатин+свежий ананас - не застынет) то ставлю пятерку. В остальных случаях просто не оцениваю (а вдруг я просто не знаю, что так тоже можно готовить). Единицу поставила один раз с объяснением причины. Некоторые рецепты из тех, что заинтересовали, но я так никогда не готовила, оцениваю после приготовления и в комменты отписываю. И, между прочим, ни разу плохо не получилось .
Ой что-то я разговорилась, даже не похоже на меня. Во, как меня тема пробрала!!!
С уважением ко всем кулинарам, Наталья.
natalina
Ответить17.01.2008 05:21
Крепкая тема, брат Юрий! Кстати, в комментах я тоже не разговорчивая.Если вкусно, то что ещё сказать...
А теперь скажу чесно...много готовила по рецептам наших кулинаров...много понравилось, но...
1.неплохо,но больше одного раза не хочется готовить,
2.вкусно, но состав меняю на своё усмотрение,
3. крепко вошли в мой список любимых, ну и
4. есть полная ерунда (на мой вкус), хотя там и комментов и оценка 5 стоит, а невкусно мне, и всё тут...
Я сейчас только идеи собираю, а готовлю уже под свой вкус, вот так...
mari2020
Ответить17.01.2008 15:30
а так и надо.Я тоже беру идеи,а готовлю по своему усмотрению.
natalina
Ответить18.01.2008 02:49
Уважаемая Марина! Мне поначалу было обидно, когда я ожидала одного вкуса, а получалось что-то другое, наверное, вкусное на другой вкус. Но это время нужно было пройти и сделать выводы, а именно - "сколько людей - столько и вкусов".
А теперь я расслабилась и получаю удовлетворение!
змейка
Ответить22.01.2008 19:14
Хотелось бы еще отметить для "Новичков" - не стоит сразу публиковать свой "Оливье" (ох уж ЭТОТ Оливье), а просмотреть варианты уже существующие - сейчас это сделать стало гораздо легче.
milaniy
Ответить29.09.2008 01:29
Мне кажется оценка-5 не нуждается в коментарии.Пояснения нужны при 4 и 3.а уж темболее при 2 и1 еси у когото поднялась рука.Но это мое субъективное мнение.Удовольствие а главное желание творить и развиваться вызывают только положительные отзывы и корректные замечания.Если сомной ктото не согласен-его право.