Как приучать ребенка к участию в хозяйстве: 7 эффективных советов
Перевернуть "дом вверх дном" дети могут за минуту. А вот устранять последствия игр и любопытства часто приходится мамам. Наши советы помогут приучить ребенка к участию в хозяйстве и разгрузить маму
1. Игра
Приобщать малышей к наведению порядка можно с того момента, как они научились играть. Они еще не знают (а при правильном подходе и не узнают), что это утомительно, неприятно или тяжело. Если вы изначально поддержите нужный настрой и сделаете домашние дела интересными для ребенка, он будет выполнять их с радостью. Нужно убрать игрушки? Кто сможет попасть вооон в тот ящик и не промахнуться? Давайте посадим всех плюшевых зверят в домики. Кубики устали и хотят спать в коробочке. Сделаем им постельку. Вечером приходит дрема и приносит добрые сны. А если на полу будут валяться игрушки, она не найдет себе места и пройдет мимо, так и не заглянув к нам. Дела по дому через игру - отличное начало для приучения малыша к участию в хозяйстве.
2. Зоны ответственности
Детей постарше мы включаем в семейные дела, показывая значимость ребенка, как бы доверяя ему что-то важное. Соберите настоящий семейный совет, на котором распределите обязанности по дому между всеми членами семьи. Важно, чтобы ребенок принимал активное участие в обсуждении и его мнение учитывалось. Он должен видеть, что и мама, и папа, и даже маленький братик берут на себя какие-то дела по дому и готовы их выполнять.
Когда договоренности достигнуты и все согласны, закрепляем за всеми так называемые зоны ответственности. Это те дела, которые должен выполнять только тот, за кем они закреплены, и никто другой в семье. Самое важное и самое сложное - не вмешиваться. Таким образом тренируется та самая ответственность.
Если ребенок по каким-то причинам не выполняет свою часть дел, например, не моет за собой тарелки, нельзя мыть за него. Пусть накопится гора немытых тарелок, и все останутся из-за этого без ужина, например. И тогда ребенку станет понятно, что хозяйство - это механизм, который может сломаться из-за сбоя какой-то его части. На деле до такого редко доходит, если правильно поощрять и принимать помощь ребенка.
3. Естественные последствия
Метод "естественных последствий" уже описан в случае с немытыми тарелками. Ребенка не надо наказывать за отказ сотрудничать. Ему надо показывать, какие естественные (не навязанные родителями, а логично вытекающие из ситуации) последствия его ждут, если он откажется помогать в хозяйстве.
Например, он не хочет мыть ботинки после прогулки по грязи. Отправьте его в этих ботинках на занятия в развивающую группу, например, где все будут нарядными и чистыми. Если игрушки не убраны, в комнату не может попасть зубная фея. Если вы договорились идти в кино вместе при условии, что ребенок помоет посуду, логично при полной раковине грязных тарелок кино отменить.
Важно не злорадствовать, не читать нотации: "Я же говорила!", "Так тебе и надо!", "Вот видишь, сам виноват" - это может оскорбить и унизить ребенка. Он сделал выбор и сам прекрасно понимает, что это следствие его выбора. Вам остается только посочувствовать (искренне!), что так вышло.
4. Поощрение
Многие родители боятся поощрять хорошие дела ребенка, так как он может вырасти и делать все только за плату. Это заблуждение, таких последствий именно от метода поощрения не будет, как правило, такие ситуации происходят, когда есть проблемы взаимоотношений детей и родителей. Поощрение же отлично работает там, где нужно приучить ребенка к хозяйству, сделать это привычкой. Как только родители увидят, что малыш сам, без напоминания проделывает то, что в его компетенции, систему поощрений нужно постепенно свернуть.
Что такое поощрения? Это знаки, которые выдаются малышу за хорошее дело. Родители как бы отмечают, акцентируют позитивное внимание на действиях ребенка. Например, можно за каждую уборку игрушек перед сном или за отнесенное в стиральную машинку белье на лист ватмана, прикрепленный на стену, наклеивать наклейки. И договориться, что когда наберется 10 наклеек, вы покупаете малышу небольшую желанную игрушку.
Эти поощрения становятся стимулом и помогают ассоциировать домашние заботы с чем-то приятным. Таким образом мы вырабатываем привычку, и позже поощрения становятся не нужны, ребенок делает все сам, без подсказок. Родителям важно быть последовательными в этом методе и не бросать на "полпути", не пропускать дни, не забывать наклеить наклейку (или нарисовать цветочек, поставить галочку, написать любимое слово - вариантов множество!), тогда он эффективно сработает.
5. Соответствие возрасту
В деле приучения ребенка к домашнему хозяйству очень важно учитывать его возраст, способности и не требовать прыгнуть выше головы. Иначе скандалы и отторжение ребенком любой домашней работы вам обеспечены.
Давайте ему только такие задания, которые ему по силам и соответствуют возрасту. Например, в три года можно хлопать в ладоши, поощрять и радоваться, если малыш убрал пять своих машинок в ящик. Требовать от него убрать все разбросанные по комнате игрушки бессмысленно.
Деятельность не должна ставить ребенка в тупик, перенапрягать и вызывать негативные реакции. Увеличивайте свои требования постепенно, когда видите, что ребенок готов к усложнению или увеличению объема работы по дому.